Немного теории
В двадцатом веке нефть приобрела исключительно важное значение для мировой экономики. Фантастический рост парка автомобилей, изобретение и широкое внедрение пластмасс и резины изменили облик мира. Мощные судовые и авиационные двигатели, работающие на нефтяном топливе, позволили человечеству исследовать весь земной шар, не оставив на нём «белых пятен». Ракеты, использующие керосин, вывели человека в космос. Механизация сельского хозяйства привела к быстрому росту производства продуктов питания. Изделия из полимеров окружают нас повсюду. Из нефтяного сырья делаются стиральные порошки, лаки и краски. Асфальтовые дороги опоясали всю Землю. Подробнее сферы применения нефти рассмотрены на странице «Для чего нужна нефть» .
С наступлением двадцать первого века тенденция не изменилась. Потребление нефти продолжает расти. Автомобилей становится всё больше, мировые столицы задыхаются от пробок на дорогах. Всё реже можно встретить изделие из дерева или металла — пластмасса дешевле и удобнее в производстве. Для удовлетворения возрастающих потребностей требуется постоянно наращивать добычу сырья. Поисково-разведочные работы ведутся по всей Земле, на суше и на море. До сих пор нефтяные компании справлялись с поставленной задачей, находя и вводя в эксплуатацию всё новые и новые месторождения. Долго ли это будет продолжаться?
Сколько нефти в мире, учёные пока сказать не могут. Известен лишь объём разведанных запасов. Вместе с тем, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что запасы нефти ограничены. Поскольку нефть является невозобновляемым ресурсом, рано или поздно её запасы будут исчерпаны. Нефтяной кризис наступит гораздо раньше, чем нефть закончится совсем. Полностью нефть не будет исчерпана никогда. Какое-то её количество всегда будет оставаться в недрах земли, поскольку не существует способов полного извлечения нефти из месторождений. Серьёзные проблемы у мировой экономики начнутся даже раньше, чем добыча начнёт снижаться. Для того, чтобы ввергнуть мир в кризис, достаточного того, чтобы добыча нефти просто перестала расти. Это станет концом нефтяной индустриальной эпохи.
Понимая, что запасы нефти не безграничны, учёные всего мира ищут способы сократить её потребление и придумать способы заменить нефть возобновляемыми источниками. Производители автомобилей идут на разные ухищрения, чтобы сократить расход топлива, и, надо отметить, это им неплохо удаётся. Расширяется использование альтернативных видов топлива (биоэтанола, биодизеля, биогаза). Разработаны технологии получения полимеров из растительного органического сырья. Вместе с тем, это позволяет лишь замедлить рост потребления нефти.
Кривая Хабберта
В 1956 году американский геофизик Кинг Хабберт (King Hubbert) предсказал, что добыча нефти в континентальной части США достигнет пика в период между 1965 и 1970 годами. Мировая добыча нефти, по его теории, должна увеличиваться до 2000 года, после чего наступит глобальный спад.
Первая часть гипотезы Кинга Хабберта подтвердилась — с 1971 года добыча нефти в США неуклонно снижается. Территория США хорошо исследована, открытие новых крупных месторождений маловероятно. Штаты имеют резерв наращивания нефтедобычи за счёт того, что в некоторых заповедных районах разработка месторождений запрещена. Но даже если будет принято решение вовлечь эти запасы в эксплуатацию, очевидно, что общую тенденцию это не изменит.
Долгосрочный прогноз Кинга Хабберта относительно мировой нефтедобычи оказался неверным. В основном это связано с бурным развитием добычи нефти в море, а также началом разработки «нестандартных» месторождений, например битуминозных песков. Не последнюю роль сыграли достижения научно-технического прогресса, повысившие коэффициент извлечения нефти из месторождений. В совокупности, эти меры позволили перенести «пик нефти», предсказанный Кингом Хаббертом, на несколько десятилетий вперёд.
Пик добычи в отдельно взятых странах
Несмотря на то, что суммарный объём добычи углеводородного сырья в мире продолжает расти, во многих странах пик нефти уже наступил. Кроме рассмотренного выше примера США, показательна ситуация в Индонезии и Великобритании .
В середине прошлого века в Индонезии были обнаружены крупные нефтяные месторождения. Страна начала быстро наращивать добычу, и в 1962 году вступила в «клуб» экспортёров нефти — ОПЕК. Высокий уровень добычи продержался около 30 лет. После того, как запасы основных месторождений страны стали истощаться, Индонезия не смогла поддерживать добычу на прежнем уровне.
В 1991 году Индонезия достигла максимального уровня добычи. В 2004 году добыча упала настолько, что стране пришлось импортировать нефть для покрытия внутреннего потребления.
Хотя график добычи нефти в Индонезии не похож на классическую кривую Хабберта, Индонезия может служить показательным примером наступления «пика нефти» в глобальном масштабе. Характерно, что спрос на нефть в стране продолжил расти вне зависимости от способности наращивать добычу сырья. В 2004 году, когда Индонезия превратилась в импортёра нефти, в мире оставалось достаточно стран, готовых поставлять на экспорт углеводородное сырьё. Но когда в подобном положении окажется не отдельно взятая страна, а весь мир — откуда завозить недостающую нефть?
Газовая отрасль Великобритании развивалась по аналогичному сценарию. Открытие крупных месторождений на шельфе Северного моря позволило быстро нарастить добычу природного газа. Началось строительство газопровода Interconnector, по которому газ из Великобритании стал поставляться на контитент. В 2000 году страна достигла максимального уровня добычи. Всего четыре года спустя добыча газа упала настолько, что перестала удовлетворять внутренние потребности. Interconnector был реверсирован, по нему начались поставки газа в обратном направлении. Объёмы закупок стремительно растут. К 2010 году Великобритании придётся импортировать свыше половины используемого газа, к 2020 году собственная добыча будет покрывать около 10% потребностей.