Нефтегазовая отрасль в предвоенные годы

Стремительное индустриальное развитие Советского Союза потребовало реорганизации управления экономикой. В 1934-м были образованы Наркомат топливной промышленности и в его составе — Главное управление по сбыту нефти и нефтепродуктов (Главнефтеснаб).

В 1939 году по решению Наркомата топливной промышленности, который тогда возглавлял Л. М. Каганович, в Сибирь направили около 50 геологических, геофизических и топографических партий. В 10 районах начались буровые разведочные работы.

В том же году в Наркомстрое создается Главное управление по специальному нефтестроительству (Главнефтеспецстрой), задачей которого стало — обеспечивать сооружение трубопроводов, крупных нефтескладов и нефтебаз, эстакад для налива нефти и нефтепродуктов на железнодорожных станциях, в морских и речных портах. В это же время на союзном уровне делаются решительные шаги по концентрации в одной структуре комплексного проектирования строительства и реконструкции объектов нефтяной отрасли, и в первую очередь — магистральных трубопроводов и сооружений складского хозяйства. Для этих же целей в 1939 году в составе Главнефтеснаба организован трест «Нефтепроводпроект».

Согласно утвержденному вскоре уставу, трест «Нефтепроводпроект», являясь самостоятельной хозяйственной организацией, обязан был осуществлять на территории всей страны контроль за реализацией проектов по сооружению наиболее важных объектов отрасли. В его составе действовало несколько филиалов, в том числе довольно крупный Ленинградский, сформированный на базе местной конторы по проектированиюобъектов нефтескладского хозяйства.

В начале 1940 года создали Наркомат нефтяной промышленности СССР, сформировав в его структуре Главнефтесбыт. Год спустя Главнефтесбыт вывели из состава Наркомата нефтяной промышленности и переименовали в Главнефтеснаб СССР с непосредственным подчинением Совнаркому СССР.

Перед страной стояла задача широкомасштабной модернизации Вооруженных сил. Новые самолеты, запускаемые в производство, были оснащены мощными двигателями, требовавшими высокооктанового бензина, однако из-за мазутной ориентации отрасли основной объем выпускаемого авиационного горючего составляли авиабензины с невысоким октановым числом. Принятое Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О государственном плане развития народного хозяйства СССР на 1941 год» было призвано исправить это положение.

К началу Великой Отечественной войныв стране открыли 49 нефтяных месторождений, а добыча нефти в 1941 году составила 33 миллиона тонн. К этому времени в СССР была созданамощная нефтяная промышленность, обеспечивающая народное хозяйство страны требуемым количеством нефти и нефтепродуктов. Основным нефтедобывающим районом оставался Азербайджан. Здесь добывалось 23,5 миллиона тонн нефти, на Северном Кавказе (Грозный) — 5 миллионов и около 2 миллионов тонн — в Урало-Поволжье (из них 1,8 миллиона тонн — в Башкирии). К этому времени на территории «Второго Баку» — новой крупной нефтяной базы между Волгой и Уралом — было открыто 12 нефтяных месторождений (в Куйбышевской, Оренбургской, Саратовской областях и в Татарской АССР). Одновременно с поисками нефти и ростом ее добычи шло интенсивное строительство нефтеперерабатывающих заводов и сооружение магистральных нефтепроводов для транспортировки нефти на большие расстояния.

Начало развития газовой промышленности в России относится к 1922 году. Толчком к этому послужилмощный газовыйфонтан, полученный при бурении скважиныв Сураханах (Азербайджан). Этим фонтаном заинтересовался ряд фирм, занимавшихся добычей нефти в Баку. Они стали бурить скважины специально на газ. Газ по трубам подавался на местные нефтеперерабатывающие установки, где использовался в качестве топлива.

Первые организационные структуры по управлению собственно газовой промышленностью зародились в составе нефтяных трестов — Управление добычи и утилизации газа треста «Азнефть» в 1925 году и газовая контора «Грознефть» в 1927-м. Всего к 1930 году в нашей стране было открыто и изучено 4 месторождения природного газа: Дагестанские Огни, Мельниковское, Ставропольское и Мелитопольское.

В 1930 году в Ленинграде прошла I Всесоюзная газовая конференция, на которой наметили к разведке 22 района СССР, где можно было добывать природный газ. Разработки к тому времени уже велись, но роль голубого топлива в промышленном развитии страны все еще недооценивалась. В 1931 году по инициативе А. Е. Ферсмана и И. М. Губкина была проведена II Всесоюзная газовая конференция, на которой подняли уже конкретные вопросыо перспективах использования природного газа как топлива и химического сырья в промышленности и народном хозяйстве.

В конце 1930-х годов в СССР было открыто более 50 газовых месторождений в Ставропольском и Краснодарском краях, Азербайджане, Средней Азии, Саратовской, Куйбышевской и Оренбургской областях, на Украине, Северном Кавказе и в других районах.

Однако в то время экономика Советского Союза не была готова использовать голубое топливо в больших объемах, и в этом направлении делались первые робкие шаги, о чем красноречиво говорят цифры. Если в 1931 году в стране было произведено 0,845 миллиарда кубометров газа, то спустя десятилетие, в 1940-м, эта цифра увеличилась лишь на 2,5 миллиарда кубометров. И только Великая Отечественная война дала серьезный толчок промышленному использованию природного газа. В этот тяжелый для страны период Бугурусланское и Похвистневское газовые месторождения были подключены к предприятиям Куйбышева (Самары), благодаря вводу в эксплуатацию Елшанского месторождения тепло и электроэнергию получил прифронтовой Саратов. На военные нужды (производство сажи для изготовления резины) стал работать и газ Вой-Вожского месторождения в Коми АССР.

Специфика газовой отрасли состоит в том, что добыча газа напрямуюзависит от наличия магистральной системыгазопроводов. В незначительных количествах сжиженный газ перевозили в цистернах и баллонах, но крупные объемы добычи и последующей транспортировки без развитой системы местных и магистральных газопроводов были невозможны.

Добавить комментарий